Главная >
28.04.2015 | |
Что делать, если ФТС неоднократно отказывается принимать банковскую гарантию, оформленную банком из Реестра гарантийных организаций, а потом исключает компанию из Реестра таможенных представителей из-за отсутствия обеспечения уплаты таможенных платежей? Ситуацию прокомментировал эксперт по таможне и внешней торговле, партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Владимир Чикин. Новую банковскую гарантию компании-брокеру выдал банк, внесенный в реестр ФТС, для предоставления в таможенное ведомство в связи с истечением срока действия предыдущей гарантии. Однако таможня отказалась принимать новый гарантийный документ из-за несоответствия подписи в гарантии образцу. Очередной документ вернули с аналогичной формулировкой, а затем компанию исключили из Реестра таможенных представителей в связи с отсутствием обеспечения уплаты таможенных платежей. – Несоответствие подписи образцу, который имеется в ФТС, или, например, отсутствие удостоверения подписи уполномоченного лица там, где это требуется, – это стандартный повод для отказа со стороны ФТС или таможен. По словам эксперта, как формальное основание для отказа несоответствие подписи образцу вполне подходит. Однако такой отказ также должен быть обоснован, например, почерковедческой экспертизой, но отказ только потому, что подпись не похожа, нарушает права и законные интересы лица, который соответствует критериям таможенного представителя, но его в реестр не хотят включать по той или иной причине. – Правильно было бы судиться с таможней, – считает Владимир Чикин, – но в рассматриваемой ситуации судиться может быть контрпродуктивно. Бытовая логика такова: «Какой же ты таможенный брокер, если для того, чтобы решить свою собственную небольшую, надо признать, проблему, ты вынужден обращаться в суд? Мы же, клиенты, от тебя ждем, чтобы ты, брокер, решал проблемы на таможне до их возникновения или, в худшем случае, по мере их возникновения, но в любом случае без обращения в суд». В такой ситуации обычный шаг – предоставить новую банковскую гарантию с подписью, соответствующей образцу. Компания так и поступила, однако опять последовал отказ, и опять с аналогичной формулировкой. Из-за окончания срока действия предыдущей банковской гарантии компанию исключили из реестра, и ей пришлось подавать в ФТС не только в очередной раз оформленную гарантию, но и полный пакет документов, который требуется от претендентов на занятие данным видом деятельности. Кроме того, чтобы не потерять клиентов, пришлось на время заключить трехсторонний договор с действующим брокером, а это определенные издержки. По чьей вине, и кто должен их компенсировать? – Ответить на этот вопрос может только суд – он определяет вину. Тут может быть и ошибка банка – не тот человек подписал гарантию, или банк карточку с образцами подписей должностных лиц своевременно не обновил, а новое должностное лицо назначил. Может быть и недосмотр самого таможенного представителя, не проконтролировавшего правильность оформления банковской гарантии. Также правда может быть и на стороне Федеральной таможенной службы – например, документ действительно подложный, – перечислил собеседник «Логируса» возможные причины несовпадения подписи с образцом. Если же исходить из предположения, продолжил эксперт, что отказ ФТС не обоснован, и это будет установлено судом, либо банк не обновил карточку, а новое должностное лицо, которое и подписало гарантию, назначил, то, доказав причинно-следственную связь между неправомерными действиями и убытками, таможенный брокер будет иметь право на компенсацию убытков в размере, доказанном в суде, либо с ФТС, либо с банка, либо с них обоих. «При таких обстоятельствах на месте таможенного представителя я бы обратился в суд за компенсацией убытков» |