Главная >
16.06.2014 | |
Напомним, в Евразийской экономической комиссии состоялось первое заседание Консультативного комитета по взаимодействию контролирующих органов на таможенной границе Таможенного союза, в котором приняли участие представители контролирующих органов и бизнес-сообщества государств – членов ТС и ЕЭП. В рамках работы Консультативного комитета представителями бизнес-сообщества будут разработаны критерии оценки эффективности и результативности работы пунктов пропуска с учетом показателей, применяемых при составлении соответствующих международных рейтингов. Предполагается, что данные критерии после обсуждения с контролирующими органами будут применяться на территории ТС и ЕЭП для оценки качества работы пунктов пропуска. Комментируя «Логирусу» ситуацию в пунктах пропуска, директор по таможенному оформлению Группы компаний «САННА» Джамал Давиташвили отметил, что в качестве показателей работы должны быть приняты такие критерии, которые невозможно «подогнать» или «нарисовать»: «Очень часто есть законные инструменты, чтобы добиться достижения любых показателей на бумаге и не выполнять их на самом деле». – Например, – приводит примеры из практики другой собеседник «Логируса», – на регистрацию декларации по приказу таможне отводится, в зависимости от количества товаров, 2 часа – чтобы зарегистрировать ее либо отказать в регистрации. Данные показатели четко контролируются таможней, чтобы не было нарушений. Однако, когда много работы, видя, что нет возможности зарегистрировать и уложиться при этом в оговоренные временные рамки, таможенники вполне могут отказать и отказывают в регистрации, ссылаясь на статью 190 ТК ТС, позволяющую отказать из-за недостаточности сведений. Каких? Эта статья не обязывает объяснять, каких именно сведений не хватает. В таких случаях таможенные представители звонят в таможню и узнают, что, к примеру, система висит, и декларации будут приниматься через час. Это практика. Формально эти 2 часа вроде как-то выдерживаются, все требования соблюдаются, показатели выполняются. А на самом деле все совсем не так. – Аналогичная ситуация с любыми другими показателями. Таможенное дело – это обоюдная вовлеченность в процесс, – уточняет Джамал Давиташвили. – Участник ВЭД или перевозчик должен необходимые документы представить, а таможня должна, соответственно, принять решение. Если каких-то документов не хватает – отказ. Опрошенные «Логирусом» эксперты считают, что то же самое будет и на границе, с такой же формулировкой – отказали по причине недостаточности сведений и все. Каких сведений, таможенники не пишут, не аргументируют отказ, а просто констатируют сам факт отказа. По словам Давиташвили, в большинстве случаев требование соответствовать показателям бесполезно, поскольку имеются вполне законные инструменты для их достижения, однако в практике работы той же таможни есть и другие примеры, например, удаленный выпуск товаров, когда машина стоит на одном СВХ, а декларация подается на другой таможенный пост. «Таможне, где стоит машина, это невыгодно, потому что она не получает платежей и не выполняет план по перечислению в бюджет, – уточняет эксперт. – И таможенники не заинтересованы в таких клиентах. Но ФТС ввела для них такой показатель: 40% грузов, допустим, должно оформляться в режиме удаленного выпуска. Здесь уже никак не подойдешь к требованию формально, поскольку декларация должна быть в одном таможенном органе, а средства перемещения – на СВХ другого органа, и это легко отслеживается. В таком случае показатель искусственно не нарисуешь. Таможню заставили это делать, хотя она не приветствовала работу в таком режиме». – На границе – при прохождении пункта пропуска – ситуация все-таки, наверное, другая. Там требуют документы, чтобы оформить транзит. А если в таможне нет предварительной информации, то, соответственно, транспортное средство с грузом не оформят, завернут обратно. На мой взгляд, на границе гораздо больше причин для отказа в оформлении, – высказал свою точку зрения представитель транспортной компании. Такие действия таможенников, по словам Джамала Давиташвили, нельзя в целом назвать «злоупотреблениями» на законных основаниях, поскольку они так же, как и перевозчики, не заинтересованы в искусственном создании очередей на границе. «Просто введут эти показатели, – говорит собеседник «Логируса», – они их будут, конечно, стараться выполнять, но не в них дело, на мой взгляд, не в таможенниках. Дело в системе. Если бы она была проще сама по себе, например, перевозчик со штрих-кодом подошел, код отсканировали, и машина поехала. Пока все приходится проверять в ручном режиме... Думаю, что дело в самой технологии. Необходимо ее упрощать, тогда и показатели автоматически будут улучшаться». На вопрос «Логируса», не получится ли так, что бизнес-сообщество будет придумывать то, что уже придумано до них, эксперты ответили так: «Есть «дорожная карта», и есть Агентство стратегических инициатив. Там очень хорошие и грамотные специалисты работают. И они очень дельные предложения дают, аргументированные. Но, к сожалению, не применяются их предложения. Точнее, предложения рассматривают, рассматривают и рассматривают». – В принципе, все давно придумано, эти предложения есть. Но ФТС – это большая бюрократическая машина, поэтому новшества быстро не внедряются. Кроме того, и другие причины всегда имеются, например, тот же «Арсеналъ» – те, кто вместо АСМАПа себя лоббирует там, – уточнил один из собеседников. Заметив, что в дельных предложениях нет недостатка, эксперты напомнили о необходимости учитывать побочный эффект от реализации инициатив: «Дело не только в ФТС, поскольку послаблениями для ведения бизнеса могут воспользоваться и недобросовестные участники ВЭД – контрабандисты и поставщики контрафактной продукции». LR |